вторник, 29 июня 2010 г.

Финансы без романсов

Я не финансовый гуру и даже не "только учусь", просто в какой-то момент вопрос "Куда уходят деньги и как с этим бороться?" перешел для меня из категории риторического в статус рабочего. Произошло это где-то полтора года назад и...  нет, на меня не обрушились золотые горы, но теперь у меня есть ответ, а, следовательно, и ощущение какой-никакой финансовой уверенности. Своими нехитрыми наработками в этой области я намерена поделиться ниже.

Бюджет - это система доходов и расходов. И каждому, кто решился его вести, придется смириться с необходимостью свои доходы и расходы фиксировать. Примите как факт: финансовый контроль - это ваша новая привычка. Им нельзя заниматься от случая к случаю, особенно, когда деньги опять неожиданно закончились и непонятно, откуда их брать.

Для начала нужно научиться запоминать и записывать свои расходы. Желательно каждый вечер или даже лучше сразу после момента траты (в какой-нибудь специальный блокнот). Это муторно и противно, но если "запустить" это процесс больше, чем на три дня, вспомнить все уже не получится.

Делать это нужно не только для того, чтобы один вид суммы, оставленной накануне в баре приводил вас ужас (хотя это, несомненно, оказывает педагогический эффект), но для того, чтобы проанализировать характер расходов. Я фиксирую свои расходы в специальной табличке в excel, но это, так сказать, прошлый век. Сейчас существует огромное количество программ а-ля "домашняя бухгалтерия" (гугл в помощь). Выглядят они несколько устрашающе, но зато, когда вы научитесь с ним справляться,  покажут вам красивые диаграммки, наглядно демонстрирующие, куда именно деваются ваши средства. Результаты, в некоторых случаях вполне предсказуемые, в иных могут сильно вас удивить. А, удивившись, можно сделать соответствующие выводы и постараться скорректировать свои траты.

Учетом доходов можно заниматься в той же системе - в программе (или самодельной табличке, как я), и там же их анализировать (было бы что). Этих операций достаточно для ответа на первую часть вопроса - “Куда уходят деньги?”, но для того чтобы понять, как этот процесс контролировать, придется научиться планировать бюджет

Сразу оговорюсь -  я не изучала возможностей всех программ и не знаю, какой набор инструментов они предлагают на стадии планирования. Расскажу только о той системе, которую использую сама. Это система “4 конверта”. В ней нет возможности анализировать доходы и расходы по статьям (именно поэтому я занимаюсь этим в экселевской табличке), но зато она умеет сразу после внесения данных о ваших регулярных доходах и  расходах, раскидать свободную сумму на 4 недели и, соответственно, деликатно вам намекнуть, сколько денег вы можете себе позволить тратить каждый день, чтобы не выйти за рамки бюджета. 

Дальше - больше. Вы сразу же обозначаете свои финансовые цели, проще говоря, на что вам нужно копить. По умолчанию у вас есть одна цель “резервный фонд”  - это такая подушка безопасности, буфер, куда вы периодически откладываете хоть сколько-нибудь денег, чтобы в экстренном случае использовать их, а не влезать в долги. Очень полезная, доложу вам, штука. 

Я не буду очень сильно систему "4 конверта" рекламировать и рассказывать о всех ее возможностях. Повторюсь - я не знаю, что умеют делать другие программы. Но для меня она стала удобным помощником в деле домашнего бюджетирования. Если кого-то пугает, что данные о своих финансах приходится выкладывать в интернет, агитировать за это тоже не буду. Лично моя позиция такова - в наше время, если кому-то что-то надо о ком-то узнать, он это сделает так или иначе. Сайту от вас нужен только адрес электронной почты, если что.

В качестве напутствия тем, кто готов вступить на путь контроля своих финансов, хочу сказать, что вся муторная часть этого процесса (типа ежедневной скрупулезной записи всех трат, попыток вспомнить, куда же подевалась со счета какая-то сумма и т.п.) со временем отступает на второй план. Вы как бы поднимаетесь на уровень выше и смотрите на финансовые процессы в другой перспективе. Деньги перестают быть для вас непредсказуемой стихией, и вы реально чувствуете, что ими управляете, а не находитесь в их власти.  Звучит, как дешевая реклама, я понимаю, но я на самом деле почувствовала это где-то через год ведения семейного бюджета, а потом в иностранном блоге прочитала, что это значит, что я вышла на качественно новый уровень. Что теперь я типа джедай и мне необязательно досконально все записывать, главное - просто отслеживать, чтобы не было в балансе сильных колебаний. Я порадовалась, конечно, но вести свои ежедневные записи не перестала. Наверное, в глубине души я бухгалтер-счетовод.

1 комментарий:

  1. Анна: спасибо, будем стараться и делать систему ещё более полезной.

    Удачи!

    ОтветитьУдалить