суббота, 27 марта 2010 г.

Пишите правильно

Всем нам так или иначе приходится что-то писать. Если речь идет не о простейшем емейле коллеге, процесс создания текста может быть сопряжен с рядом трудностей.

Я часто подолгу хожу кругами, обдумывая тему моего будущего текста со всех сторон, не в силах придумать идеальное первое предложение. В итоге я сажусь за компьютер и начинаю записывать собственный поток сознания, который поначалу представляет собой полную ахинею. Я переписываю разными словами одну и ту же мысль, временами срываюсь на отчаянное «ааа» (его я тоже на всякий случай записываю), пробую разные идиотские способы завязать разговор с читателем . Но постепенно из этого мусора рождается первое более-менее вменяемое предложение. Оно не обязательно потом остается первым в тексте, но именно с него процесс написания становится уже относительно осмысленным.

Этот поиск первой верной мысли напоминает мне сцену знакомства в фильме «Быть Джоном Малковичем», когда главный герой, пытаясь угадать имя героини, перебирает вслух практически все буквы алфавита, глядя на ее реакцию, и в итоге выдает верный результат. На самом деле, это довольно примитивный способ направить сознание в нужное русло. Ниже я приведу несколько гораздо более дельных советов на тему «Как правильно организовать процесс написания текста».

1. Представить объем текста.
Допустим, у нас уже есть тема, мы знаем, каковы наша аудитория, и определились со стилем. А знаем ли мы объем нашего будущего текста? Если он уже задан и составляет n тысяч знаков, знаем ли мы, сколько мыслей и абзацев этот объем вмещает? Не закончится ли наш поток сознания раньше, чем нужно, и не рискуем ли мы увлечься и перескочить порог вышеозначенного числа знаков? Даже если ограничений объема нет, как мы поймем, когда текста будет достаточно? Итак, первое правило: приступая к созданию текста, мы должны постараться заранее почувствовать его объем.
Журналист и писатель Самуил Лурье на своей лекции «Чувство текста» советовал для отработки этого навыка несколько раз перепечатывать текст известного объема (например, тысячу знаков), чтобы «физически почувствовать, какой объем в нашей голове занимает определенный объем текста». Кстати, метод перепечатывания отнюдь не так бесполезен, как может показаться на первый взгляд. Хантер Томпсон, автор «Страха и отвращения в Лас-Вегасе» и родоначальник жанра гонзо-журналистики, в молодости перепечатал на машинке от первой до последней страницы «Прощай Оружие» Хемингуэя и «Великого Гэтсби» Фитцджеральда. Мотаем на ус.

2. Обдумать содержание, почувствовать материал.
Помимо объема стоит также заранее представить себе содержание будущего текста. Есть довольно интересный метод, который можно использовать для того, чтобы выйти из мыслительного ступора, приступая к новой теме.
Метод этот называется страшным словом Кластеризация, и заключается в следующем. Вы пишете тему текста в центре большого листа, обводите в кружок, цветными карандашами рисуете от этого кружка стрелки и пишете слова, связанные с этим словом, а оптом слова, связанные с этими словами, обводя их в цветные кружки. Этот метод идеально работает, если у вас нет никаких мыслей по теме.

А еще он классно сморится, если вместо бумаги и карандашей использовать бесплатное веб-приложение buubl.us. Вот смотрите, что у меня получилось, когда я на три минуты задумалась над понятием «Престидижитация»:





3. Набросать структуру.
Однако если у меня в голове уже есть какие-то мысли по теме, мне проще с помощью тех же bubbl.us набросать структуру моего будущего текста, обозначив основные темы и смысловые связки. Например:




4. Писать сначала черновик, не редактируя.
Итак, мы сконцентрировались, крепко задумались над внутренним объемом нашего текста, углубились в тему, набросали структуру и породили первое предложение. В этот момент, как правило, нас настигает вдохновение. Первое предложение влечет за собой второе, и процесс написания начинает набирать обороты. Здесь главное – не отвлекаться на саморедактуру. Пишите, пока пишется, а правописание, гладкость слога, разбивку на абзацы и прочую красоту наведете, когда полет мысли притормозит.

5. Отложите текст на некоторое время, затем критически перечитайте его еще раз. По возможности повторите эту процедуру несколько раз.
Даже если вы пишете в последнюю минуту перед поставленным сроком или даже если вас ждут более великие дела, отложите и перечитайте. Сами увидите - на свет, как зомби в фильмах Ромеро, полезут невидимые словарю word опечатки, грамматические погрешности и фразы, которые можно понять в двух смыслах. Беспощадно расправьтесь с ними, но помните, что лучше – враг хорошего. Большинство здравомыслящих людей никогда до конца не бывают довольны своими текстами, а умение вовремя поставить точку – одно из главных достоинств пишущего человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий